Изобразительное искусство
Пояснительная записка
В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убеждён, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».
Эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я-концепции творца».
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Цель и задачи
Программы художественного воспитания, обучения и развития детей
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
- Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
- Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
- Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
- Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».
Дидактические принципы построения и реализации
Программы «Изобразительное искусство»
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства:
- принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания
- программы с учётом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
В программе художественного воспитания дошкольников клуба «Почемучки» «Изобразительное искусство» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
- формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
- создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
- ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
ТАБЛИЦА
система занятий по изобразительной деятельности:
виды занятий и количество учебных часов
Группа
Виды изобразительной деятельности
ВСЕГО
час.
Рисование
Аппликация
Лепка
Игровые программы,
конструирование
«Почемучки»
27
17
14
14
72
«Ухтышки»
30
17
14
12
72
«Знайки»
38
26
8
72
Задачи художественно-творческого развития детей
группы «Почемучки» (4-5 лет)
Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, пластилином), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала.
В группе «Почемучки» следующие задачи:
- знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства; поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
- Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники);
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
- Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
- Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку и др. в рисунке, аппликации, лепке).
- Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Городской транспорт» «Разные рыбки»), учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).
- Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.
- Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
- Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
- В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.
- Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами (бумага белая и цветная, краски, картон, ткань, пластилин, тесто), инструментами (кисть, карандаши, ножницы, стека), изобразительными техниками.
В рисовании –
учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.
В лепке –
заинтересовывать детей лепкой объёмных (будто настоящих) фигурок и простых композиций из глины, пластилина, солёного теста, снега; показать взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой; обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы; показывать способы соединения частей; поощрять стремление к более точному изображению (моделировать форму кончиками пальчиков, сглаживать места их соединения); учить расписывать вылепленные из глины игрушки.
В аппликации –
поощрять составление композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги) в предметной, сюжетной или декоративной аппликации (листья на ветке, цветы в вазе, кораблики на реке, рыбки в аквариуме); учить пользоваться ножницами (правильно держать, передавать, резать).
Время, отведенное на проведение занятий по предмету, распределяется следующим образом:
Виды изобразительной деятельности
Количество часов
Всего
На теоретические занятия
На практические занятия
Рисование
27
5
22
Аппликация
17
3
14
Лепка
14
2
12
Игровые программы,
конструирование
14
14
Всего часов
72
10
62
Изобразительная деятельность.
Группа «Почемучки» (4-5 лет).
Планирование занятий на учебный год.
Месяц
Неделя
№ занятия
Вид деятельности
Название занятия
Задачи занятия
Сентябрь
1
1
Лепка предметная
«Мой весёлый, звонкий мяч»
Лепка округлых предметов. Синхронизация движений обеих рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие кисти руки.
2
Лепка
«Печенье»
Лепка округлых предметов, сплющивание шарика, сдавливая его ладонями.
2
3
Аппликация с элементами рисования
«Шарики воздушные, ветерку послушные»
Создание аппликативных картинок: ритмичное раскладывание готовых форм (одинаковых по размеру, но разных по цвету) и аккуратное наклеивание на цветной фон. Развитие чувства формы и ритма.
4
Рисование
Яблоко с листочком и червячком
Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы.
3
5
Конструирование
Зайка и щенок
Собери игрушку из набора деталей
6
Аппликация
«Порадуем глазки».
Составление натюрморта из приготовленных заготовок для каждого ребёнка – вазочки, наклеенные цветной картон; фрукты округлой формы для натюрморта. Продолжаем учить детей выделять предметы круглой формы из остальных предметов. Развиваем фокусировку зрения. Учим красиво составлять композицию из предметов.
4
7
Лепка
Ягодки на тарелочке
Создание пластической композиции из одного большого предмета (тарелочки) и 5-10 мелких (ягодок). Получение шарообразной формы разными приёмами: круговыми движениями ладоней (для тарелки) и пальцев (для ягодок).
8
Конструирование
коллективное
Городской транспорт
Конструктор ЛЕГО
Группа «Почемучки» (4-5 лет).
Месяц
Неделя
№ занятия
Вид деятельности
Название занятия
Задачи занятия
Октябрь
5
9
Рисование
«Выглянуло солнышко»
Рисование круглых предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание.Знакомство детей с названиями теплых цветов.
10
Рисование
«И поплыли по небу облака»
Рисование по мокрой бумаге.
Игра «На что похоже облако» — уметь находить облака, похожие на каких-либо животных.
6
11
Рисование
Солнышко на подносе
(манная крупа)
Рисование прямых и волнистых линий, точек.
Создание сказочного образа солнышка.
12
Аппликация
«Грибок и травка»
Рассматривание иллюстраций с изображением грибов.
Изучение строения гриба.
Раскладывание пуговиц по контуру
7
13
Лепка
Грибы разные бывают
Создание коллективной композиции из грибов. Лепка грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка). Прочное и аккуратное соединение деталей.
14
Лепка
Сороконожка
Создание выразительных образов по мотивам стихотворения: раскатывание удлинённых цилиндров (колбасок, столбиков) прямыми движениями ладоней и видоизменение формы - изгибание, свивание.
8
15
Рисование
Кто в грибочке живет
Рисование гриба и цветка. Гуашь
Упражнения в работе с красками.
Развитие, цветового восприятия
16
Аппликация с элементами рисования
Букашки.
Вырезание цветных картинок и их наклеивание.
Развитие композиционных умений, цветового восприятия, эстетических чувств.
Упражнения в правильном использовании приемов наклеивания.
Группа «Почемучки» (4-5 лет).
Месяц
Неделя
№ занятия
Вид деятельности
Название занятия
Задачи занятия
Ноябрь
9
17
Рисование
«Дерево»
Особенности строения деревьев, показ движением рук, как расположены ствол и ветви. Игра «Осенний ветер».
Рисование предмета, состоящего из прямых вертикальных и наклонных линий.
18
Рисование
«Краски осени»
Печатание кроны деревьев мятой бумагой.
Дидактическая таблица «Деревья осенью» — деревья с разноцветными листьями (береза, клен, дуб, осина)
10
19
Конструирование
Волшебный замок
Конструктор ЛЕГО
20
Аппликация-мозаика с элементами рисования
«Тучи по небу бежали»
Знакомство с техникой аппликативной мозаики: разрезание узких полосок бумаги синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивание в пределах нарисованного контура - дождевой тучи.
11
21
Аппликация
обрывная
Листопад
Создание аппликативной композиции из готовых форм (солнце, тучи разного цвета, ёжики) на сером фоне. Подготовка и наклеивание кроны деревьев. Освоение техники обрывной аппликации (разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки).
22
Лепка
Колючий ёж.
Рассматривание иллюстраций «Какие бывают ёжики»
12
23
Лепка
коллективная
Разные рыбки
Передача формы и характерных особенностей рыб при лепке, используя знакомые приемы: сглаживание, оттягивание и др. Уточнение знаний о форме — шар, цилиндр. Задание на внимание «Найди двух одинаковых рыбок»
24
Игровая программа
«Ловись рыбка большая и маленькая»
Игра «Ловись рыбка большая и маленькая» Упражнения в изображении рыбок. Закрашивание рыбок по-разному — в полоску, штрихами, точками).
Группа «Почемучки» (4-5 лет).
Месяц
Неделя
№ занятия
Вид деятельности
Название занятия
Задачи занятия
Декабрь
13
25
Рисование
Гуашь
Золотая рыбка.
Равномерное раскрашивание силуэта рыбки. Рисование маленьких рыбок. Изображение рыбок, плавающих в разных направлениях Иллюстрации.
26
Рисование
Восковые мелки и акварель
Водоросли и цветные камешки для аквариума.
Наблюдение с детьми за рыбками в аквариуме (как они плавают в разные стороны, виляют при этом хвостиками, плавниками). Рисование водорослей и цветных камешков.
14
27
Гирлянда из бусинок.
Гирлянда для Новогодней ёлки.
Нанизывание разноцветных бусинок разных размеров на толстую нить.
28
Конструирование
Новогодняя елка.
Сборка ёлки, состоящей из нескольких частей, располагая части в порядке уменьшения величины.
15
29
Сюжетная аппликация.
Зеленые ёлочки
Деление («на глаз») квадрата на два треугольника. Составление из них ёлочек, варьируя величину частей. Наклеивание на основной фон (синий).
30
Аппликация с элементами рисования
Веселый снеговик.
Учить детей вырезать круг, плавно закругляя углы; наклеивать три круга разного размера, чтобы передать образ снеговика. Нарисовать снеговика. Учить создавать композицию. Нарисовать снег и сугробы белой гуашью. Наклеить белого зайчика (силуэт зайчика вырезан преподавателем).
16
31
неделя - праздничная
32
Группа «Почемучки» (4-5 лет).
Месяц
Неделя
№ занятия
Вид деятельности
Название занятия
Задачи занятия
Январь
17
33
неделя – праздничная Новогодний утренник
34
18
35
Нетрадиционное
рисование
«Страна
Фантазия»
Знакомство в игровой форме с художественным понятием «цвет»
Рассматривание красок на палитре.
Закрепление знания основных цветов при рассматривании рисунков.
Дидакт. игра «Найди цвет, который укажу»
36
Нетрадиционное
рисование
Герои волшебной страны Фантазии.
Знакомство детей с героями, которые живут в волшебной стране Фантазии.
Рассматривание фигур из клякс.
Рисование фигур из клякс
19
37
Нетрадиционное
рисование
«Клякса в гостях у ребят»
Формирование умения фантазировать.
Рисование фигуры из кляксы
Экспериментирование с красками: добавление к основным цветам белой или черной красок.
38
Рисование
Синее озеро
Экспериментирование с красками: составляем различные оттенки голубого и синего цвета.
20
39
Рисование
Трава-мурава.
Экспериментирование с красками: составляем различные оттенки зеленого цвета.
Иллюстрация «Сколько оттенков зеленого цвета на лугу»
40
Аппликация с элементами рисования
Прогулка у синего озера.
Превращение рыжей кошки в тигра и белой лошадки в зебру (рисование полосок).
Интересные рассказы о животных.
Группа «Почемучки» (4-5 лет).
Месяц
Неделя
№ занятия
Вид деятельности
Название занятия
Задачи занятия
Февраль
21
41
Нетрадиционное
рисование
«Виноград»
Рисование пальцем кисти винограда, ладошкой — листьев,
Воспитание аккуратности.
Игра «Закрой глаза и назови» (виноград, морковь, яблоко).
42
Лепка
«Фрукты»
Уточнение представлений детей о форме фруктов, их характерных особенностях (углубления, вытянутость).
Закрепление приёмов лепки всей рукой и пальцами.
Дидактические игры с муляжами фруктов.
22
43
Рисование
«Непогода-
вьюга»
Рисование деревьев.
Рисование вьюги, используя зубную щетку. Наблюдение за вьюгой.
Рассматривание иллюстраций.
Передача мазками следов зверей
44
Рисование
«Тихо падает снежок»
Развитие интереса к образу зимы.
Развитие умения ритмично располагать мазки.
Упражнения в рисовании тычком.
Наблюдение на прогулке за снегопадом.
Рассматривание картинок: зима без снегопада; снегопад.
Создание коллективной картины «Лес зимой» из детских работ
23
45
Лепка
Морской пейзаж
Рисование пластилином фона — небо, море, волны.
46
Лепка
Корабль.
Рисование пластилином корабля.
24
47
Аппликация
«Подарок
маме» (листья мимозы)
Вырезание листьев путем складывания прямоугольной заготовки пополам. Выполнение приема — разрезы поперек листьев.
Знакомство с весенними цветами.
48
Аппликация
«Подарок
маме» (цветы мимозы)
Развитие мелкой моторики — скатывание комочков из салфеток.
Рассматривание фотографий мам.
Составление и наклеивание ветки мимозы из бумаги.
Загадки о цветах.
Группа «Почемучки» (4-5 лет).
Месяц
Неделя
№ занятия
Вид деятельности
Название занятия
Задачи занятия
Март
25
49
Игровая программа
Первые весенние цветы
Закрепление знаний о весенних цветах.
Викторина.
50
Аппликация
Весенний дождь
Пальчиковая игра «Солнышко».
Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами.
26
51
Рисование ватными палочками с элементами аппликации
Собери ягодки
Пальчиковая игра «Солнышко».
Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок - ватными палочками.
Наклеивание готовых форм бабочек.
52
Рисование
Улитка.
Пальчиковая игра «Улитка».
Сочетание изобразительных техник:
Рисование улитки красками с помощью губки, рисование мелких деталей — фломастерами.
Воспитание интереса к рисованию.
27
53
Лепка
Цветочная клумба
Составление коллективная тематической композиции из вылепленных цветов с лепестками разных форм.
Обеспечение условий для сотворчества по созданию коллективной композиции.
54
Рисование
Цветы на лужайке
Пальчиковая игра «Наши алые цветки».
Развитие тактильных ощущений и гибкости кистей рук и пальчиков при рисовании пальчиками
Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма.
28
55
Лепка
Черепаха
Пальчиковая игра «Черепаха».
Лепка фигурок, состоящих из нескольких частей одной формы.
Развитие чувства формы и пропорций. Деление пластилина на части с помощью стеки (освоение художественного инструмента).
56
Аппликация с элементами рисования
Черепаха
Пальчиковая игра «Пальчики идут».
Вырезание панциря черепахи (ноги и голо-ва черепахи вырезаны преподавателем).
Декоративное рисование панциря черепахи.
Группа «Почемучки» (4-5 лет).
Месяц
Неделя
№ занятия
Вид деятельности
Название занятия
Задачи занятия
Апрель
29
57
Игрушка из бумаги
Аппликация
Бабочка машет крылышками
Понятие симметрия.
Дидактический материал «Бабочки»
Декоративное оформление бабочки.
Задание: «Найди одинаковых бабочек»
58
Игрушка из бумаги
Бабочка машет крылышками
Вырезание туловища бабочки.
Лабиринт «Помоги бабочке долететь к цветку».
Игра «Бабочка машет крылышками»
30
59
Лепка
Бабочки и жучки на полянке
Воспитание интереса к лепке.
Использование в лепке знакомых приемов.
60
Рисование с элементами аппликации
Божья коровка
Рисование выразительного, эмоционального образа жука «солнышко» (божьей коровки), на основе зелёного листика, вырезанного преподавателем.
Развитие чувства цвета и формы.
31
61
Рисование
Муравьишка
Раскрашивание.
Закрепление знания основных цветов и дополнительных цветов при рассматривании рисунков.
Пальчиковая игра «жители леса».
Ответы Почемучкам о муравьях.
62
Рисование
Монотипия
Пруд
Рисование пруда методом монотипии. Целлофановый пакет красим синей краской, делаем отпечаток на листе бумаги. Рассказ «Курица и утята».
32
63
Рисование поролоном
Утенок
Рисование поролоном утёнка на пруду. Пруд – синий фон задание прошлого занятия. Рисование камышей. Игровая ситуация «На птичьем дворе жили курица Хохлатка да утка Кряква…».
64
Рисование
Коврик для котенка
Декоративное рисование коврика для котёнка. Печатание пятнышек-цветов пальцем и ватной палочкой.
Игра «Мышки и кот»: Мышки в норочках сидят. Мышки в щелочки глядят…
Группа «Почемучки» (4-5 лет).
Месяц
Неделя
№ занятия
Вид деятельности
Название занятия
Задачи занятия
Май
33
65
Аппликация с элементами рисования
Пушистый Котёнок
Изучение формы туловища, головы, лап и хвоста. На какие геометрические фигуры похожи части тела котёнка?
Рисование фломастерами глаз, носа, рта котёнка. Вырезание котёнка и наклеивание на цветной коврик.
Стихотворение В. Степанова «Почему не спят котята?»
66
Рисование
Весеннее небо
Рисование голубого неба акварелью по мокрой бумаге
Белые облака получаются, если тряпочкой промокнуть краску в разных местах.
Поиск цветового многообразия красок земли
34
67
Аппликация обрывная
«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик...»
Создание выразительных образов луговых цветов - жёлтых и белых одуванчиков - в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук.
68
Конструирование
Конструктор ЛЕГО
Поощрение самостоятельности в выборе тем и в процессе работы.
35
69
Рисование по преставлению
Самостоятельное рисование детей.
Тема, композиция и материалы по желанию детей.
70
Лепка по замыслу
Поощрение самостоятельности в выборе тем и в процессе работы.
36
71
Выставка детских работ.
Подведение итогов творческой работы детей.
72
Игровая программа
Здравствуй лето
Заключительное занятие
Задачи художественно-творческого развития детей группы «УХТЫШКИ» (5-6 лет)
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.
В группе «Ухтышки» преподаватель ставит и реализует следующие задачи:
- § Знакомить детей с произведениями разных видов
- § учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
- § Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка, лепки, аппликации («населять» лес, водоём, пустыню - соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).
- § Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).
- § Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кошка подкрадывается к мышке и т.д.), изменяя статичное положение тела или его частей; при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.
- § Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения (например, комбинировать силуэтную аппликацию с рисованием, создание объемной пластической формы сочетать с декоративной росписью).
- § Показывать способы экономного использования художественных материалов (например, в аппликации вырезать не из целого листа бумаги, а из детали, подходящей по величине и форме к параметрам задуманного образа).
- § Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами (бумага белая и цветная, краски, картон, ткань, пластилин, тесто), инструментами (кисть, карандаши, ножницы, стека), изобразительными техниками.
В рисовании - совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки жёлтого при изображении осенних листьев, два-три оттенка красного цвета при изображении тюльпана); познакомить с приёмами рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками.
В лепке - учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику - продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей; показывать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения.
В аппликации - показывать новые способы создания образов: симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных предметов; накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий (снежинки); в коллективной работе создавать орнаментальные аппликации (панно, коллажи).
Время, отведенное на проведение занятий по предмету, распределяется следующим образом:
Виды изобразительной деятельности
Количество часов
Всего
На теоретические занятия
На практические занятия
Рисование
30
5
25
Аппликация
17
3
14
Лепка
14
2
12
Игровые программы,
конструирование
11
11
Всего часов
72
10
62
Изобразительная деятельность.
Группа «УХТЫШКИ» (5-6 лет).
Планирование занятий на учебный год.
Месяц
Неделя
№ занятия
Вид деятельности
Название занятия
Задачи занятия
Сентябрь
1
1
Рисование декоративное
Лето красное прошло (краски лета)
Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры
2
Аппликация из бумаги
Весёлые портреты
Вырезание овала (лица) из бумаги, сложенной вдвое; оформление причёски обрывной аппликацией
2
3
Рисование сюжетное
Весёлое лето (коллективный альбом)
Рисование простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами
4
Лепка сюжетная
Собака со щенком
Лепка из цилиндров однородных фигурок, различающихся по величине; составление сюжетной композиции. Лепка фигуры из целого куска и отдельных частей. Создание изображения разной величины, в разном положении.
3
5
Аппликация сюжетная
Наш город (коллективная композиция)
Вырезание домов из бумаги, сложенной дважды пополам; составление панорамы с частичным наложением элементов
6
Аппликация с элементами рисования
Машины на улицах города (коллективная композиция)
Освоение симметричной аппликации -вырезывание машин из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам
4
7
Лепка предметная из солёного или заварного теста
Осенний натюрморт
Лепка фруктов из солёного теста; создание объёмных композиций; знакомство с натюрмортом.
Соблюдение форм и особенностей фруктов при лепке с натуры. Использование знакомых приемов: оттягивание. Сглаживание и др. уточнение знаний форм: шар, цилиндр.
8
Рисование с натуры
Осенние листья (краски осени)
Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит - акварельными красками.
Группа «УХТЫШКИ» (5-6 лет)
Месяц
Неделя
№ занятия
Вид деятельности
Название занятия
Задачи занятия
Октябрь
5
9
Лепка
Деревья
Особенности строения деревьев, показ движением рук, как расположены ствол и ветви. Игра «Осенний ветер»
10
Рисование по представлению
Волшебные деревья
Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны Передача первого и второго планов (то, что ближе – больше и расположено ниже на листе бумаги, что дальше – меньше и расположено выше на листе бумаги). Передача движения.
Показать силуэты различных деревьев.
6
11
Рисование
Золотые берёзы
Рисование осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.
12
Лепка
Морская прогулка
Солнце, море, волны, кораблик. Рисование эскиза. Раскатывание все деталей: корпус (корма) – в виде трапеции или другой формы, парус или каюта.
7
13
Аппликация
Мухоморы
Свободное вырезание: шляпка гриба — из бумаги красного цвета треугольной формы, ножку — из бумаги белого цвета прямоугольной формы.
14
Аппликация
Трава
Вырезание травы. Полоску бумаги складывать «гармошкой»
Упражнения в правильном использовании приемов наклеивания.
8
15
Лепка
Стрекоза с голубыми глазами
Лепка стрекозы. Соблюдение форм и особенностей формы стрекозы. Составление туловища из шариков или лепешек, глаза из шариков фольги или бусинок процарапывание узора на крыльях стекой.
16
Аппликация с элементами рисования
Стрекоза
Соблюдение форм и особенностей формы стрекозы. Вырезание крыльев путем складывания «гармошкой» прямоугольной заготовки из цветной бумаги.
Группа «УХТЫШКИ» (5-6 лет)
Месяц
Неделя
№ занятия
Вид деятельности
Название занятия
Задачи занятия
Ноябрь
9
17
Аппликация с элементами рисования
Гусеничка
Развитие композиционных умений, цветового восприятия, эстетических чувств.
18
Рисование
«Листья разные летят»
Рисование по трафарету листьев разной формы, красиво располагая их на листе.
Закрепление названия теплых оттенков.
Дидактическая игра «С какого дерева упал лист».
10
19
Лепка
Властелин моря
Совершенствование рельефной лепки: поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище в виде конуса + несколько вариантов хвоста и плавников).
20
Аппликация
обрывная
Властелин моря
Применение силуэтной техники — вырезание «на глаз» или по нарисовано-му контуру сразу весь силуэт. Дополнение деталями: плавника-ми, хвостами, глазами, фонтанчиками. Уточнение особенностей внешнего вида морских животных. Их позы в движениях (изгиб хвоста и туловища).
11
21
Рисование
пастель
Кит
Рисование на основании ладони.
В контуре своей руки ребёнок представляет какое-либо животное.
Формировать наблюдательность, внима-тельность к окружающей действии-тельности. Знакомство с пастелью и способами рисования пастелью.
22
Лепка
Листопад-ничек
Создание образа животного. Закрепление умений лепить фигурку животного по частям, используя различные приемы: раскатывание пластилина между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения.
12
23
Рисование
пастель
Заяц
На основании ладони. В контуре своей руки ребёнок представляет какое-либо животное. Формировать наблюдатель-ность, внимательность к окружающей действительности. Знакомить с особенностями жизни животных.
24
Рисование
Волшебные превращения
Рисование гриба. А на его основе можно нарисовать много интересного.
Группа «УХТЫШКИ» (5-6 лет)
Месяц
Неделя
№ занятия
Вид деятельности
Название занятия
Задачи занятия
Декабрь
13
25
Рисование
Чтение детской книжки
«Буся» — маленький щенок.
Формирование знаний. Кого мы называем домашними животными. Как они зимуют
26
Игрушка из бумаги.
«Буся»
Вырезание симметричных форм, сложив лист бумаги пополам.
Декоративное украшение фигуры щенка — круги разного цвета и разного размера.
14
27
Рисование
Чтение детской книжки
Мишка-сладкоежка
Знакомство с техникой рисования тычком. Рисование по контуру, затем заполнение тычком пространство в середине контура.
Формирование знаний. Кого мы называем дикими животными. Как они зимуют. Кто спит всю зиму.
28
Рисование декоративное
Цветная палитра
Подбор красивого сочетания цветов.
В